Биржа труда Форум Авторизация Задачи
2004    |    2005    |    2006    |    2007    |    2008    |    2009    |    2010
 
  Проект:

 




  На главную  /  Кейсы  /  Организация управления кредитным риском
 
 

Организация управления кредитным риском

В настоящее время можно встретить много теоретической литературы по управлению рисками, зачастую перенасыщенную сложными математическими расчетами, которую на практике применить можно, но задачи управления кредитными рисками мы этим не разрешим. Исходя из опыта работы на предприятии и ряде банков, автор постарается описать практический рецепт как на практике организовать управление кредитным риском.

Целью настоящего кейса является определение минимальных требований к формированию в банках адекватной системы управления рисками, предусматривающих применение банками метода контроля рисков, обеспечивающих эффективное определение, оценку и ограничение рисков банка. Управление кредитными рисками - это процесс включающий четыре основных элемента:

1. оценка риска
2. измерение риска
3. контроль риска
4. мониторинг риска

Шаг 1.

В соответствии с поставленной целью в банке необходимо создать отдельное подразделение "Управление кредитных рисков"

1.1. ПЕРСОНАЛ - Начальник и специалисты должны иметь должную подготовку (критический склад ума, хорошее экономическое образование, опыт работы на предприятии и в банке) так как основная часть основывается на мотивированном суждении, основывающемся на теоретических знаниях, подкрепленных практическим опытом не только в банке, но и на предприятии. Подобрать персонал достаточно сложно, так как человек должен не только иметь хорошие знания, опыт, но и уметь выражать четко свое мнение письменно и устно, вести диалог, отстаивать обоснованное мнение. При этом происходит постоянное обучение персонала.
1.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА - Главные свойства УКР независимость и обособленность, чтобы подразделение было свободно в высказывании независимого адекватного суждения. Желательно подчинение Совету директоров
1.3. ЗАТРАТЫ - Исходя из опыта, на средний банк требуется три человека максимум: руководитель (корпоративный блок) и руководство отделом, специалист (малый и средний бизнес), специалист (розничный бизнес). Соответственно при отсутствии одного направления потребности сокращаются.
1.4. ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ КРЕДИТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ - один в поле не воин. Кредитное резюме должно отражать полное положение дел Заемщика. Работа с банками: открытые р/с в банках, обороты, кредитная история), финансовая положение Заемщика, производственная и коммерческая деятельность, описание цели кредита и обоснование суммы и срока, залоги. Подробное описание данного пункта требуется, так как до сих пор в некоторых банках России к кредитным резюме относятся достаточно формально, естественно на такой базе речь о УКР идти не может.

Шаг 2.

В данном докладе более подробно остановимся на этапе определения риска до принятия их на банк. Необходимо не только оценивать риски, посредством создания резервов, но и на стадии принятия решения осветить все риски, на которые банк идет по рассматриваемому проекту.

Первоначальный этап заключается:

2.1. В написании заключения УКР (описание и оценка рисков по запрашиваемому проекту).
2.2. Участие в кредитном комитете. Члены Кредитного комитета должны иметь два документа резюме (материалы дела), заключение рисков (в котором выделены все узкие/проблемные моменты резюме), заключение службы безопасности и правового отдела.

Так как у членов кредитного комитета есть текущие дела, рассмотрение материалов резюме на практике зачастую происходит поверхностного без подробного анализа. При чтении заключения УКР их внимание обращается на узкие места проекта.

На кредитном комитете должен происходить диалог/спор кредитного эксперта и риск-менеджера ("прокурора и адвоката"). А члены кредитного комитета на основании всех раскрытых моментов высказывают свои мнения и принимают решения.

Таким образом, решение о финансировании принимается кредитным комитетом, но на более качественной представленной информации, что существенно снижает кредитные риски на предварительном этапе до принятия рисков на банк.

2. написание заключения УКР

2.1. Заключение УКР пишется на основании резюме кредитного офицера, заключения правового отдела, заключения службы безопасности, заключения отдела оценки и реализации залогового обеспечения.
2.2. В документе проставляется дата, номер, наименование проекта и все параметры запрашиваемого кредитного продукта.
2.3. Заключение представляет собой заключение аналитика (риск-менеджера) краткое, четкое, структурированное раскрытие замечаний и рисков по проекту. Важно отметить, что заключение не должно носить описательный характер. Раскрытие информации должно быть в кредитном резюме, а в заключении УКР только важные узкие моменты. Необходимо отметить, что замечания должны быть максимально очищены от несущественных замечаний, некоторые вопросы можно уточнить у кредитного специалиста. Также заключение должно содержать, только обоснованные замечания с выводами к какому риску они приводят и его значимость (оценка):

Групповые риски - риски связанные с влиянием группы, руководства, акционеров.

Проектные риски - риски, связанные непосредственно с проектом, на который запрашиваются средства. Например, Заемщик собирается произвести строительство дорогостоящего элитного дома, а проектно-сметной дотации не представлено. Возникают риски, завышения затрат (нехватка установленного лимита), срыв сроков (не возврат кредита в сроки), нецелевое использование. Описание проекта говорит о нереальности возврата кредита в запрашиваемые сроки- что говорит о риске нецелевого использования кредита или ошибке в расчетах, которую необходимо откорректировать, чтобы не было пролонгации и просрочек..

Финансовые риски - риски, связанные с финансовым состоянием предприятия и финансовой составляющей проекта. То есть раскрываются все узкие места, как по действующему бизнесу, так и по запланированной части. То есть риск-менеджер должен сказать как минимум: достоверна ли представленная отчетности. Как правило российские предприятия имеют управленческую отчетность, в зависимости от специфики деятельности она может значительно отличаться от официальной. Если представлена управленческая отчетность необходимо проверить, нет ли существенных основании полагать, что отчетность нарисована, например: не бьют цифры по отчетности, не реальная рентабельность для отрасли, нереальные расходы. (Заемщик утверждает, что фонд заработной платы 200 тыс руб и работников 40чел, тогда можно сказать что з/п 5 тыс руб для водителей междугородников занижена, так как на рынке аналогичные расходы установились 25 тыс руб. То есть Заемщик занижает расходы и рисует прибыль. При этом скорректированная отчетность не позволяет окупать инвестиционный проект). Также отчетность должна корректироваться на искусственные раздутия свойственные российским предприятиям. По откорректированной отчетности необходимо провести анализ и отразить только существенные отрицательные моменты, которые явно указывают о невозможности обслуживания запрашиваемого кредита или отрицательной динамике, которая в будущем может с высокой вероятностью привести к проблемам. Из данной части заключение должно сложиться мнение: сможет ли Заемщик обслуживать кредит при реализации проекта.

Коммерческие риски - оценка маркетинговой политики Заемщика, сможет ли при запланированной политике Заемщик обслуживать кредит. Например, на рынке присутствуют сильные конкуренты и запланированная маркетинговая политика на данном рынке не реальна. Соответственно при ошибках маркетинга Заемщик может недополучить доходы.

Залоговые риски - риски связанные с ликвидностью залога, с оценкой залога.

Список не окончательный и должен расширяться риск-менеджером.

В заключении обязательно резюме, в котором риск-менеджер четко высказывает мнение (на доработку по вопросам, за, против, за при условии) и главные моменты заключения определившие решение. Условия могут быть следующие: изменение графика гашения основного долга и / или вознаграждения; дополнительное обеспечение (желательно писать какое/ как правило это требование улучшить качество предлагаемого залога), предложение другого кредитного продукта, перевод оборотов в банк или работа по р/с и так далее.

После резюме обязательно отмечается группа риска.
Заключение рассылается всем участником кредитного комитета для ознакомления.

Шаг 3. Определение группы риска и создание адекватных резервов

В соответствии с Положением 254-П необходимо создать Положение и методику по оценке группы риска

На основании подробного изучения материалов риск-менеджер подтверждает или корректирует группу риска. Путем создания адекватных резервов риск-менеджер также управляет кредитным риском. В Российской практике банки не идут на создание адекватных резервов, чтобы не ухудшать отчетность по прибыли. Однако создание адекватных резервов необходимо, а для этого у руководства должна быть необходимая информация.

Шаг 4. Мониторинг кредитного портфеля

УКР должно проводить регулярный мониторинг кредитного портфеля, который включает подробное рассмотрение качества исполнения решении кредитного комитета, состояние досье, то есть устранение рисков связанных с ошибками в оформлении досье, договоров залога/кредитных, всевозможных протоколов по крупным сделкам и согласии супругов.

Мониторинг финансового состояния Заемщика, целевого использования, лимита по связанным компаниям. В Российской практике особое внимание необходимо обратить на группы компании юридически не связанных. Однако известно, что это группа. Например, одиннадцать предприятий имеют совершенно разную деятельность, разных юридически владельцев, но фактически принадлежат одному лицу (например, бывшему политическому деятелю). Необходимо учитывать риск, что при проблемах на одном направлении велика вероятность перелива капитала.

Таким образом, необходимо проводить постоянный мониторинг кредитного портфеля, так как недостаточно принять решение, если оно не исполняется в дальнейшем. При мониторинге получаем информацию о текущем состоянии кредитного портфеля. Рассмотрение мониторинговых отчетов дает информацию для создания адекватных резервов.

Резюме:

Все выше перечисленные мероприятия помогают создать опыт управления кредитным риском и еще более качественно выявлять риски по проектам и давать рекомендации по их устранению. Естественно внедрение УКР возможно только при определенном выраженном желании руководства.

Результат внедренных мероприятий это существенное сокращение проблемных кредитов, постепенное создание адекватных резервов, существенное сокращение пролонгации и просрочек.

На практике были случаи, когда заявление Заемщика пересматривалось на основании обоснованных предложений риск-менеджера по изменению графика и суммы (например, увеличение лимита, так как недофинансирование инвестиционного проекта также несет в себе повышенные риски по проекту; платежи в неблагоприятные для бизнеса Заемщика месяцы также несут для банка риски). Заемщик согласился с обоснованиями и перевел 100% оборотов в банк, назвав его своим "банком- партнером".

Мусагулова Анаргуль Рахметуловна
ОАО "Омск-банк"

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Товары и услуги
nokian, nokian nordman отзыв
Dentry Software - это разработка сайтов воронеж для бизнеса
проектирование монтаж систем видеонаблюдения прайс
Lg 47LX6500 - LCD телевизор - avshop.ua
© проект «Эксперт РА»
email: support@raexpert.ru телефон: (495) 225-3444, факс: (495) 225-3643